Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших показателей экономики страны является доля малого, среднего и крупного бизнеса.
Развитие предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства.
Однако сегодня малый и средний бизнес сталкивается с большим количеством угроз и рисков, в том числе правовых, институциональных, экономических и др. Малый бизнес, как никто другой, чувствует колебания рынка, изменения общей экономической ситуации в стране, реагируя на это изменением количества предприятий, изменением структуры спроса и предложения. Малый бизнес - лакмусовая бумажка экономики, и здоровье экономики зависит от условий, в которых она работает.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.
1.1. Сущность предпринимательства
Все предприятия, являющиеся неотъемлемой частью национальной экономики России, по своим размерам и общепринятой терминологии подразделяются на 3 группы: крупные, средние и малые.
Каждая группа имеет свои специфические интересы, которые определяют стратегии их экономического поведения, то, как они соотносятся с государственной политикой, с вопросами социального, экономического, политического и национального характера.
Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время является основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предпринимательства относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты в основном определяют экономическую и техническую мощь страны. Для крупного предпринимательства характерна тенденция к монополизации экономики, вхождению и интеграции малых и крупных предприятий.
Сферой деятельности средних предприятий, действующих на основе национальных интересов, является внутренний рынок. Средний бизнес состоит из малого бизнеса. А они представляют собой сеть собственников частных предприятий, оказывающих непосредственное влияние на уровень развития государства. Они также являются важнейшим элементом экономики и показателем стабильности и экономического благополучия страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что свидетельствует об их значимости и высокой значимости для всей экономики [14].
В мировой практике существуют различные подходы к классификации понятия «предпринимательство» и критерии отнесения его к категории «малый бизнес». К наиболее часто используемым критериям относятся: численность работников малого предприятия (средняя численность постоянных и неполных работников); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, общий доход, оборот); вид деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель - это человек, у которого есть желание и способность реализовать инновационную идею. Все предпринимательство основано на инновационном моменте и коммерческой жилке менеджеров. Но так было не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до нынешней ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально – экономической системе. Рассмотрим исторические этапы развития предпринимательства.
Этап становления предпринимательства определялся изменением политической системы. Старая система перестала существовать, а вместе с ней изменилась и коммерческая. У нас еще не было времени создать новый, поэтому мы дали каждому возможность открыть свой собственный бизнес. Для предпринимателей этот этап был самым сложным. Поскольку не было никакой правовой базы, не было и возможности отстоять свои права. Многие купцы были вынуждены решать проблемы самостоятельно. В это время появились первые деловые союзы и ассоциации.
Экстенсивная стадия сменила стадию становления. Развитию малого предпринимательства способствовал закон о приватизации, формирование частной собственности. На этом этапе были очерчены правовые основы предпринимательства. Государство принимает первые законы в поддержку малого бизнеса. Закон ввел первые требования и критерии для предприятий, относящихся к категории малого бизнеса. Очерчена инфраструктура малых форм. На этом этапе многие предприниматели закрыли компании, потому что не смогли оценить перспективы развития бизнеса. В это время произошел переход к этапу реабилитации.
1.2. Законодательство о предпринимательстве
Законодательство о предпринимательстве представляет собой единую взаимосвязанную сложную систему актов, содержащих нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (гражданскому, административному, земельному, финансовому и др.). Это связано с необходимостью регулирования объективно существующих разнородных общественных отношений, складывающихся в определенной сфере общественной жизни - предпринимательстве. Поэтому нормативные правовые акты в сфере предпринимательства, как правило, носят комплексный характер. Учитывая сложный характер законодательства в сфере предпринимательства, его нельзя в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства [23].
Комплексный характер законодательства о предпринимательстве во многом связан с необходимостью обеспечения государством того, чтобы правовые нормы отражали разумный баланс публичных и частных интересов, а также установления законодательных ограничений предпринимательской деятельности в общественных интересах.
Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты в сфере предпринимательства не должны ему противоречить. Конституция Российской Федерации устанавливает основы конституционного строя, формирует вектор развития законодательства и принципы правоприменения. В то же время Конституция содержит и прямые нормы, обеспечивающие конституционную основу правового регулирования предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм обычно называют «экономической конституцией». Они формируют конституционные предпосылки предпринимательства, гарантируют право на предпринимательскую деятельность, защищают частную собственность, устанавливают ограничения в экономической сфере.
2013 год - юбилейный для Конституции Российской Федерации. 20 лет назад народ России принял основной закон, закрепивший среди прав и свобод человека и гражданина право на ведение предпринимательской деятельности. Только через 14 лет после принятия Конституции Российской Федерации появился Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяющий государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства как неотъемлемую часть государственной социально-экономической политики.
В то же время содержание Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ свидетельствует о том, что данный нормативный правовой акт является лишь своеобразным «указателем» в вопросах регулирования предпринимательской деятельности. В нем изложены цели и принципы государственной политики, специфика нормативного регулирования, полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований, понятия субъекта малого и среднего предпринимательства, формы поддержки предпринимательства, формы взаимодействия предпринимательства с органами власти различных уровней. В то же время мы видим конкретизацию норм Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в других нормативных правовых актах. К таким примерам можно отнести Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий необходимые меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Развитие предпринимательства в 2019-2020 гг.
Поддержка малого и среднего предпринимательства считается одной из наиболее важных проблем российской экономики. В России степень развития МСП не соответствует имеющемуся потенциалу, это, в свою очередь, замедляет решение проблем экономического и социального характера, которые воздействуют на уровень жизни населения страны. Сектор малого и среднего бизнеса в России имеет меньший удельный вес в ВВП, чем во многих экономически развитых странах (рис. 2). Однако в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была поставлена цель по достижению роста вклада сектора МСП в ВВП России, так чтобы удельный вес данного показателя составил 32,5% к 2024 году [9].
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн МСП. В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1, 095 млн малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес.
Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2%. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2% (17,6 тыс.).
Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии. Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц (рис. 3). Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения, вследствие чего происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиление налогового контроля; повышением НДС; теневой бизнес.
В то же время во внимание следует принять тот факт, что количество занятых в МСП за год, если рассматривать показатели на ноябрь 2020 года по отношению к 2019 году, не уменьшилось, а возросло на 144 тыс. человек, до 15,516 млн человек. Однако по сравнению с показателями 2017 и 2018 года данное значение снизилось. Для сравнения, в 2018 году насчитывалось 16,1 млн, а в 2017 году – 15,7 млн человек, занятых в МСП [14].
Самое большое количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в РФ приходится на Центральный федеральный округ (1706,9 тыс. предприятий или 30,5%), за ним идет Приволжский федеральный округ (1000,1 тыс. предприятий или 17,9%).
Затем Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12% (666,8 и 649,3 тыс. предприятий соответственно) [14]. Тем не менее, лидерами в числе регионов по сокращению численности организаций малого и среднего бизнеса в 2020 году являются: Центральный (-6,3%) и Северо-Западный (-6,2%) федеральные округа [13].
Согласно анализу, проведенному в рамках проекта «СберДанные», продолжительность существования около 70% организаций в России составляет три полных года и более. В мире средним показателем работы для 50% небольших компаний является срок до пяти лет, а для трети предприятий – от пяти до десяти лет. К действующим в РФ предприятиям МСП, которые с высокой вероятностью достигают трехлетнего срока работы, относятся компании, осуществляющие деятельность в таких сферах, как здравоохранение (94,1%), металлургия (92,4%), добыча полезных ископаемых (92,2%). В список предприятий с низкой вероятностью продолжения своей работы свыше 36 месяцев входят организации в сфере сухопутного транспорта (58,4%), страхование (59,8%), строительство (60,6%). В строительном секторе 11,5% регистрируемых компаний закрываются уже в течение полугода [11]. Большая доля МСП в России занята в сфере услуг (здравоохранение, образование, торговля). На долю потребительского сектора приходится около половины функционирующих в стране малых и средних предприятий. В настоящий момент уровень предпринимательской активности в России является невысоким. По результатам исследования, проведенного Министерством экономического развития (МЭР) и Аналитическим центром НАФИ в 2020 году, были получены данные, согласно которым только 7% опрошенных граждан планируют открыть собственное дело в ближайшие три года [10].
2.2. Оценка мер господдержки
В 2021 году российский малый и средний бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и на пике пандемии, следует из февральского опроса компаний. Спрос на товары и услуги так и не восстановился примерно у двух третей предприятий.
Значительная часть малого и среднего бизнеса с наступлением 2021 года продолжает испытывать серьезные проблемы, свидетельствуют данные мониторинга аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова (есть у РБК). В проведенном в начале февраля опросе приняли участие руководители и владельцы 5 тыс. компаний из всех регионов России.
К началу 2021 года российский бизнес подошел со снизившимися зарплатами сотрудников, падением объемов выручки и упавшим спросом. Лишь чуть более 20% респондентов в 2020 году снижения спроса на свои товары и услуги не заметили, в то время как у более чем 40% компаний он упал в полтора раза и более. Примерно у 60% компаний выручка в пандемийном году уменьшилась более чем на 30%, примерно 45% респондентов урезали фонд оплаты труда. Но и в 2021 году российский бизнес оценивает свое положение очень пессимистично, указывают авторы исследования. В начале года у трети респондентов (33,1%) продолжил снижаться оборот, у 27,1% он сохранился на уровне 2020 года. Еще 19,1% участников исследования говорят о постепенном восстановлении потерь 2020 года. Примерно каждая десятая российская компания (9,7%), согласно результатам опроса, готовится к закрытию.
Согласно результатам мониторинга, в сложившихся условиях бизнес ждет от государства прежде всего снижения налоговой нагрузки или новой налоговой реструктуризации — о необходимости таких мер для компаний своих отраслей и региона высказались 66,8% респондентов. 46,8% опрошенных считают, что лучшая мера — просто не закрывать бизнес на карантин.
Господдержка в пандемийном 2020 году в основном была направлена на бизнес из официального списка пострадавших отраслей, и большинство компаний не могли на них рассчитывать. Около четверти опрошенного бизнеса не пытались получить господдержку в кризис, а почти треть бизнесменов (31,8%) не смогли воспользоваться какими-либо мерами поддержки, несмотря на то, что они пытались это сделать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях интенсивно развивается законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. В последние годы было издано множество законов и нормативных актов, создающих правовую основу для его развития.
Основными принципами государственной политики в отношении развития малого и среднего предпринимательства и, соответственно, принципами разработки и реализации механизмов достижения целей стратегии являются:
Системность и комплексный подход-направления, формы и инструменты поддержки разрабатываются и применяются в единой системе (комплексе) с учетом внутренних взаимосвязей;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 30 июля.
4. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 7-13.
5. Арутюнян, К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства / К.Н. Арутюнян // Право и жизнь. – 2018. – № 4. – С. 32-37.
6. Бабина, Н.В. Предпринимательская деятельность. Трастовые услуги населению: учебное пособие / Н.В. Бабина. – М.: Альфа-М, 2019. – 240 c.
7. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 232 c.
8. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
9. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
10. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 330 c.
11. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2020. – 519 с.
12. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
13. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
14. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2020. – 349 с.
15. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
16. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2018. – № 2. – С. 42-46.
17. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
18. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 288 с.
19. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Инфра-М, 2020. – 192 c.
20. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2018. – 77 c.
21. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития малых предприятий в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 1. – С. 496-498.
22. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. – 2020. – № 5. – С. 62-66.
23. Мацаев, Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения / Э.В. Мацаев. – М: Юстицинформ, 2018. – 453 с.
24. Митрофанова, И.А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова, А.А. Эрентраут // Молодой ученый. – 2020. – № 1. – Т.1. – С. 130-135.
25. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2018. – № 11. – С. 248-250.
26. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2018. – 313 с.
27. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2020. – № 23. – С. 67-69.
28. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2019. – 664 с.
29. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. – М.: Инфра-М, 2020. – 287 с.
30. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: МФПУ Синергия, 2019. – 464 c.
31. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.П. Самарина. – М.: КноРус, 2018. – 128 c.
32. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2018. – 543 с.
33. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2018. – № 4. – С. 620-622.
34. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: учебное пособие / О.И. Филиппова. – М.: Academia, 2019. – 288 c.
35. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. – М.: Academia, 2018. – 340 c.
36. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: учебное пособие / О.И. Филиппова. – М.: Academia, 2018. – 16 c.
37. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
38. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 420 c.
39. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
40. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 352 c.
41. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2020. – 16 c.
42. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
43. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2018. – 288 c.
44. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
45. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.